Подростковый возраст — период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослостью, он охватывает период жизни достаточно длительный. Его начало приходится на 11-12 лет. Заканчивается он по-разному: в 15, 16, 17 или даже в 18 лет.
Этот период наступает в жизни любых родителей: ласковый и спокойный ребенок вдруг превращается в ершистое, ворчливое, недовольное существо. Это свидетельство того, что малыш превратился в подростка, у него начался подростковый возраст.
Его характерная особенность – быстрый темп полового созревания. Он начинается в младшем подростковом возрасте. У подростков резко увеличивается скорость полового развития, у девочек и мальчиков окончательно формируется разница во внешнем облике и в моделях поведения.
К концу периода завершается физическое формирование взрослого, способного к воспроизводству человека.
Самые значительные изменения происходят в центральной нервной и эндокринной системах. Происходит выброс гормонов.
В то же время с внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе, живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к "маленькому". Многое он не делает сам, многое - не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. До реальной взрослости далеко. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные с взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь"). В этом возрасте чаще всего происходит приобщение к алкоголю, к никотину и к наркотикам.
У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому. Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах. Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: "Я сам все знаю!"
На формирование личности подростка оказывают влияние многие факторы, но один из главных факторов - это семья.
Семья – это мир где происходит формирование личности ребенка. И от того, в каких условиях ребенок живет и воспитывается, зависит его характер, мировоззрение, дальнейший жизненный путь.
Родители являются для подростков предметом для подражания, дети ждут от родителей понимания и поддержки, но родителям трудно понять меняющуюся на глазах психологию своего ребенка в период переходного возраста.
Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Помимо сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера.
Больше всего подросткам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. В глазах подростка мать и отец выступают в нескольких ипостасях: как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых он чувствует себя беззащитным и беспомощным; как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений; как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и личных человеческих качеств; как старший друг и советчик, которому можно доверить все.
Переходный возраст – период эмансипации ребенка от родителей. Процесс этот является сложным и многомерным. Однако родительский пример уже не воспринимается так абсолютно и некритично, как в детстве. У подростка есть и другие авторитеты, кроме родителей. Чем старше ребенок, тем вероятнее, что идеалы он черпает не только из ближайшего окружения, а из более широкого круга отношений (общественно-политические деятели, герои кино и литературы, музыканты). Зато все недостатки и противоречия в поведении близких и старших воспринимаются остро и болезненно.
Сложность взаимоотношений подростка и взрослого заключается еще и в том, что, с одной стороны, подросток стремится к самостоятельности, протестует против опеки и недоверия, а с другой - сталкиваясь с новыми жизненными трудностями, испытывает тревогу и опасения, ждет от взрослого помощи и поддержки, но не всегда хочет открыто признаваться в этом. Взаимоотношения, которые складываются между членами семьи, взрослыми и окружающими, взрослыми и детьми оказываются решающими для подростка.
Подростковый возраст – это несколько лет испытаний для детей, родителей и учителей. Пережить их сложно, но необходимо. Семья остается тем местом, где подросток, юноша чувствует себя наиболее спокойно и уверенно. И родителям придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки.
В этот трудный и вместе с тем, очень интересный период в жизни подростка, как никогда очень актуальна помощь семье, со стороны учителей, социальных педагогов и психологов.
УЗ «Полоцкая областная
психиатрическая больница»
Психолог МПО Л.А.Засорина