Новости
rubezh-CNen


Переживание событий, угрожающих жизни ребенка, приносящих ущерб ему самому или его семье, внезапная потеря дома и разрушение ближайшего окружения, насильственная смерть или ранение людей на его глазах вызывают у ребенка психологическую травму.  Воздействие травматического события на душу ребенка зависит от его возраста, развития, жизненного опыта.  Семейное и культурное окружение также влияют на характер проявления травмы.

У детей есть особенности протекания психологических реакций.  Некоторые дети днем впадают в состояние оцепенения, снова и снова вспоминая в деталях травматическое событие. У многих отмечается регрессивное поведение: энурез (ночное недержание мочи), болезненная привязанность к родителям, ребенок  теряет навыки гигиены и другие ранее приобретенные навыки. Могут встречаться тревога, депрессия, страхи, нарушения сна, раздражительность, вспышки гнева, поведение, воспроизводящее отдельные аспекты травматического переживания.

Психологическая помощь детям

У детей, потребность в присутствии и страх перед одиночеством более ярко выражены,  чем у взрослых. У них повышенная потребность в контакте с родителями, поэтому очень важно избегать расставаний без необходимости между детьми и родителями.

Особенно важно наладить с детьми открытое и честное общение на тему того, что случилось.   Ненужно что – то скрывать  или выжидать момента, когда можно будет сказать правду.  Только обязательно необходимо  подбирать слова  и объяснения, которые соответствует возрасту ребенка.  Следует также поговорить о том, что будет происходить дальше.
Нужно показать реальность для ребенка, что взрослые тоже переживают трагические события. Они должны почувствовать, что плакать означает естественным способом выражать собственные переживания. Потому взрослые не должны скрывать свои мысли и эмоции.  Этим не пощадишь детей, а напротив, вселишь беспокойство и неуверенность. Необходимо вместе со взрослыми получить непростой опыт переживания. Совместное переживание помогает ребенку остаться в реальности, а не сползти в нескончаемые и длительные травмирующие фантазии.

Дети должны получить, достаточно времени для того, чтобы интеллектуально справиться со своими переживаниями. Это означает, что взрослый должен выслушать, задать вопросы и попытаться вместе с ребенком определить, что для него болезненно и тяжело. При необходимости нужно снова и снова пройти через всю цепь событий и повторить то, что произошло.  Нужно также быть готовым отвечать на повторяющиеся вопросы ребенка. Детям требуется больше времени, чем взрослым, на то, чтобы осмыслить произошедшее. Желательно помочь детям выразить свои чувства через, например, игру или рисование.

Важно вернуться как можно быстрее к заведенному порядку. Это означает необходимость тесного сотрудничества между домом и школой или детским садом.

Психолог, С.Э.Пименова